Многие художники на протяжении столетий писали загадочных женщин. Однако почти у всех были свои прототипы. Сначала о них спорили, терялись в догадках, а потом тайна все-такие раскрывалась. Известность получил даже образ «Мадонны» Ботичелли, который тщательно скрывался. Но и здесь все узнали, что ею оказалась некая Симонетта Веспуччи, чужая жена, знатная дама и страстная любовь Джулиано Медичи. Говорят, что Рафаэль однажды лукаво признался, что его Сикстинская была написана с натуры. Чем можно объяснить такой дерзкий вызов Крамского, когда он назвал свою картину «Неизвестная», подчеркивая тем самым полное инкогнито своей модели.
Через год шумиха вокруг «Неизвестной» и ее автора Крамского утихла одним разом. В его семье произошло огромное горе, умерли его два младших сына. Тогда художник пишет картину «Неутешное горе», которая стала последней большой работой в творчестве Крамского. Третьяков потрясенно перечитывал письмо своего друга, где тот умолял принять его трагическую картину для галереи в дар, если, конечно, она нужна русской живописи и самой галерее Третьякова. Третьяков понимал, что страшная и трагическая безысходность «Неутешного горя» скорее всего не найдет покупателя, именно поэтому он покупает полотно и заставляет Крамского взять деньги, ведь они ему были очень нужны.
Семейная трагедия сильно подпортила здоровье художника Крамского. Чем ближе был конец жизни, тем глубже мастер размышлял над всем своим творчеством и своими работами. Он даже умер за мольбертом, как подобает настоящему Мастеру. Шесть часов подряд, превозмогая сердечную боль, Крамской писал портрет своего семейного врача, доктора Раухфуса. На седьмом часу сердце художника не выдержало. Он неожиданно побледнел, зашатался и рухнул на мольберт, выставив вперед кисть.